Последний шаг на пути длиною в тысячу ри. Обзор
Уилл Роджерс
Здравствуйте, геймеровчане. Спустя 9(обзор был практически готов неделю назад) бессонных дней и ночей, проведённых в странствиях по холмистым островам Японии посредством нового детища Creative Assеmbly, я наконец-то смог оторваться от игры и приступить к написанию данного обзора. Под грохот Гатлингов и пушек Армстронга я и не заметил, как пролетело 40 часов игрового времени, и вот теперь, когда знамёна императора воспарили над картой Японии, можно делать выводы, не страшась оказаться голословным.
При близком знакомстве не трудно понять, что Fall of the Samurai оказался типичным звеном в выработанной годами цепочке «Игра – аддон(ы) – игра» от британских разработчиков. Однако, ребята из СА неоднократно заявляли, что Закат самураев – это, практически, самостоятельный проект. И действительно – под личиной дополнения прячутся 10 абсолютно новых кораблей, 39 переработанных сухопутных отрядов, 3 новоявленных агента, а так же более 100 часов игрового времени (немного статистики для начала). Вкупе с возможностью независимой активации всё вышеперечисленное, а также пока умолченное для дальнейшего повествования заставляет, как минимум, обратить пристальное внимание на новую игру из легендарной серии TW, чем я и предлагаю заняться.
На страницах истории
События Fall of the Samurai датируются второй половиной XIX века и повествуют о небезызвестной войне Босин. Тогда за какие-то 40 лет Стране Восходящего Солнца удалось выбраться из глубокого феодального средневековья, а вскоре ещё и обогнать ведущие мировые державы.
Но, как это часто бывает в мировой истории, взлёту предшествовало падение. Так в 1853 году силами четырёх новомодных кораблей Соединённых Штатов был разгромлен весь японский флот. Сёгун вынужден был подписать унизительный торговый договор с ведущими державами мира, что и послужило поводом к началу очередной гражданской войны.
Также перед страной вставал вопрос о дальнейшем пути развития. Народ оказался разбит на два неравных лагеря. Консерваторы настаивали на следовании страны традициям предков, сторонники реформ, в свою очередь, желали видеть в Японии крупную морскую державу, осознавая превосходство гайдзинов. Всё это лишь подливало масло в огонь. Пожар же воспылал в 1868 году, когда вражда сёгуната и проимперских сил достигла своего апогея и переросла в войну, войну Босин.
От религии к политике
Начало политической деятельности в Закате самураев будет протекать в привычном для всех фанатов серии режиме. На старте игроку будет предложено на выбор 6 домов, каждый из которых является сторонником либо сёгуна либо императора. Возглавив один из них, необходимо идти к победе, используя при этом все доступные методы, будь то дипломатические ухищрения или грозные победы.
Чтобы предать проекту чувство новизны, а так же соответствовать духу времени разработчики пересмотрели факторы общественного влияния в FoS и полностью убрали религию, встречающуюся в предыдущих играх серии ТW. Теперь народ будет бунтовать и устраивать мятежи, исходя исключительно из политических убеждений (эпоха обязывает).
И такое бывает...
Также появился принципиально новый показатель развития клана – уровень модернизации. Это нововведение заставит пользователя вновь делать выбор. Пойти по пути гайдзинов и получить доступ к смертоносному оружию и техническим благам иностранцев или же остаться верным традициям предков и получить поддержку населения? Решать только вам.
Не важно какую сторону вы поддержали: правление сёгуната или власть самодержавного императора - при захвате схожей по идеологии провинции никакой ответственности за это не последует, так что можно, как и в прочих частях серии, играть роль лесного санитара, захватывая плохо защищённые провинции и устраняя ослабевшие дома с политической арены. Красота. Однако всему приходит конец. Так примерно посередине игры нас заставят делать судьбоносный выбор, который станет своеобразной «точкой невозврата». Если настоять на монархической форме правления независимо от её проявления (сёгун/император), страна окажется расколотой на 2 лагеря.
Настанет время позабыть о дипломатии и перейти к открытому сопротивлению. Впрочем, в компании союзников добиться желаемого результата будет не так и трудно. Совсем другая ситуация возникнет, если вы решитесь пойти против своего господина и отважитесь на создание республики. Помимо критической военной угрозы (все дома объявят вам войну) необходимо будет «перевоспитывать» своих подданных, которые вовсе не верят в сказки про демократию. Если все эти трудности не пугают вас, тогда вы тру самурай запаситесь терпением и порохом, наточите катаны и бросайтесь в бой!
О делах ратных
Япония, которая предстаёт перед нами в Закате Самураев, уже успела заразиться идеями модернизации и индустриализации, навязанными иностранными «партнёрами». Враждующие дома теперь истребляют земляков с помощью смертоносного оружия гайдзинов, отдавая французам, американцам и англичанам баснословные суммы денег. Но не все пожелали сменить катаны на винтовки. В подобной ситуации не возникает никаких сомнений в превосходстве боле продвинутых армий, однако разработчики, по всей видимости, вдохновлённые фильмом «Последний самурай», решили последовать опыту кинемотогрофа и понизить урон огнестрельного оружия.
Теперь, когда отряды разных эпох уравнены в соотношении сил, можно смело менять ход истории, вгоняя страну в рамки прежнего средневекового строя. Тем не менее, не стоит забывать, что дерево навыков в FoS заточено именно под современную пехоту и артиллерию. Так с течением времени, при получении новых навыков, можно завладеть сверхточными пушками или обучить отряд новым способностям. Примером тому может стать отряд линейной пехоты, который способен вести залповый огонь, не оставляя врагу даже шанса на спасение в стычках на средних дистанциях.
Плох тот даймё, который не уделяет подобающего внимания флоту. Ведь корабли в новом TW – это не просто средство для десантирования армии, но и веский аргумент в сухопутных сражениях. Подогнав флот на необходимое расстояние к поселению, вы сможете оказать поддержку своей армии независимо от того роль осаждающего или осаждаемого она играет. Низкая точность военно-морских орудий компенсируется высоким навыком в подавлении вражеского духа. Не обделила вниманием СА и убеждённых флотоводцев, пересмотрев показатели старых кораблей и добавив совершенно новые виды судов.
Обладая стальными пароходами, можно без труда выходить победителем практически из любой баталии. Однако, гвоздём программы на параде военно-морских сил, который будет разворачиваться на протяжении всей игры, стала маленькая лодочка «Тиёдагата». Несмотря на свои маленькие размеры, она может стать большой проблемой даже для элитного флота благодаря возможности спуска торпед.
Новая особенность Заката самураев, не характерная схожим по геймплею Empire и Napoleon – смешанные армии. Представьте абсурдную ситуацию: отряды элитного морского десанта США идут бок о бок с японскими лучниками и копейщиками. Так вот, в FoS – это обычное дело! Создавая смешанные армии, вы не только ничего не потеряете в тактическом плане, но и сможете боле успешно реализовывать свои действия на поле брани. К тому же современная пехота в игре весьма не подготовлена к атакам вражеской конницы, да и Гатлинг не всегда выручает при сильном натиске.
Музыка души
Вообще, я планировал подводить итоги на этом месте, но одно весьма весомое обстоятельство заставило меня расширить обзор. Под «весомым обстоятельством» я подразумеваю шикарный саундтрэк, написанный канадским композитором Джефом ван Дайком для игры. Этот мэтр симфоническго композиционирования является автором музыки ко всем предыдущим частям серии, однако пик его творческой деятельности совпал именно с выходом Заката Самураев (имхо, разумеется).
Наметив сперва несколько понравившихся мелодий, я решил скачать весь альбом и вот уже вторую неделю не убираю из плеера ни одной композиции. Конечно, независимое от игры прослушивание саундтрэка – это сильно, но я уверен, что встречу солидарность в рядах поклонников серии. Впрочем, к чему слова, оцените сами:
Заключительная(?) часть самурайской саги стала достойным финалом японской тематики (маз эффектам на заметку), а также послужила своеобразным «мостиком» между историческими эпохами. Теперь Creative Assembly как никогда приблизилась к современной истории, не зря разработчики неоднократно намекали, в каком направлении они хотят развивать серию. Впрочем, это уже другая тема для размышлений.
Оценка для обывателя: 8 из 10
Оценка для фаната серии Total War: 10 из 10